Эксперт РШУ рассказал, как бизнесу строить планы в период турбулентности

6 сентября Русская Школа Управления (РШУ) провела прямой эфир, посвящённый эффективному планированию деятельности компании в сложных экономических условиях.

Прямой эфир на тему: "Как бизнесу строить планы в период турбулентности" прошёл на странице РШУ во "ВКонтакте". Спикером стал преподаватель Русской Школы Управления Александр Чигров. Он рассказал, что стоит изменить в бизнес-планировании в сложных, турбулентных условиях.

Сократить горизонта планирования

Существует три уровня планирования, каждый из которых требует пересмотра по срокам:

  • Стратегическое планирование.

Обычно мы планируем деятельность на долгий период, например на 5 лет. Однако при глобальных изменениях сталкиваемся с большей долей непредсказуемости и высокой вероятностью попадания в риски. Поэтому горизонт планирования стоит сократить до 2–3 лет.

  • Среднесрочное планирование.

В обычных условиях мы строим планы на 2–3 года. Но в условиях турбулентности стоит сократить сроки среднесрочного планирования до года.

  • Краткосрочное (тактическое, операционное) планирование.

Здесь сроки разбиваются на более короткие промежутки. Ставим планы на квартал или полугода, затем на каждый месяц, а далее двигаемся короткими спринтами (как при проектном управлении).

Включить управление рисками

В турбулентное время обязательно нужно включить управление рисками при планировании (если вы не делали этого раньше). Например, спланировать изменение цены: что будем делать в зависимости от изменения цены в ту или иную сторону.

Быть готовым к внедрению изменений

Необходимо менять подход к планированию и ведению бизнеса в зависимости от ситуации. Топ-менеджмент должен быть готов к внедрению изменений и принятию сложных решений.

Анализировать конкурентов

Обязателен анализ конкурентов: что с ними будет происходить и как мы можем занять ту или иную долю рынка в зависимости от этого. Где мы сейчас, чем обладаем, какие ресурсы есть, какую часть рынка занимаем, какую часть можем отдать, а какую-забрать — все это важно продумать заранее.

Пересмотреть подход к финансовому планированию

Важно искать новые возможности, а не только защищаться от рисков. И на это могут понадобиться дополнительные инвестиции в бизнес. Каким образом мы будем получать инвестиции, чтобы развиваться? Как будем распределять бюджет? Какие формы привлечения капитала мы можем использовать, а какие нет, какие есть новые каналы финансирования? Ответы на эти вопросы помогут вам грамотно встроить дальнейшую работу.

Усилить тактическое планирование

Нужна чёткая система бизнес-процессов, они должны быть регламентированы. Любая система управления процессами поможет выстроить работу, создать регламенты (что человек делает и к чему он должен прийти). На основании этих регламентов нужно установить конкретные KPI. Благодаря этому сотрудники будут чётко встроены в стратегический план. Будет понятно, какие требования мы выставляем к людям применительно к кризисной ситуации.

Пересмотреть планирование потоков клиентов и маркетинговое планирование в целом

Что происходит с нашими клиентами, как меняются приоритеты аудитории? Куда и почему может начать уходить наш клиент? Как в связи с этим нужно поменять каналы и стратегию продвижения? Подстраивайтесь под изменения рынка и следите за поведением аудитории, чтобы использовать только действительно эффективные инструменты.

14 сентября 2022 года