Блокировка счета — что нужно знать

Спорные ситуации с контролирующими органами, наверняка, не приносят удовольствие ни одной компании. Это всегда нервы и потраченное рабочее время. В статье мы расскажем о блокировках расчётного счета или "заморозке" денег на нем, а также как этого избежать.

Заблокировать работу счета компании может налоговая и банк. Рассмотрим более подробно эти ситуации.

Инспекция ФНС может принять решение о блокировке банковского расчётного счета в нескольких случаях:

  1. Если компания является должником по налоговым платежам и страховым взносам. Тогда на счёте "замораживается" денежная сумма, равная задолженности. До момента блокировки налоговый орган должен уведомить организацию о накопившемся долге. Если в течение 8 дней с момента получения уведомления компания не оплатит, то происходит частичное приостановление операций по счету (п. 4 ст. 69 НК РФ). У бухгалтера есть небольшой запас времени для проверки и оплаты, а в случае несогласия с суммой долга, есть возможность разобраться, сделать акт сверки с ФНС. Иногда налоговая злоупотребляет своими правами и блокирует счёт полностью. В этом случае в ИФНС нужно подать заявление об отмене блокировки, указав, что счёт организации содержит денежных средств больше, чем требуется для оплаты долга. По закону налоговая должна принять решение о разблокировке суммы сверх долга в течение 2 дней (п. 9 ст. 76 НК РФ).
  2. Если организация не сдала в установленный срок налоговую декларацию, 6-НДФЛ или расчёт по страховым взносам. Блокируется сразу весь расчётный счёт. В такой ситуации компания не сможет нормально работать и открыть новый счёт у компании также не получится (п. 12 ст. 76 НК РФ). Для разблокировки счета необходимо предоставить в налоговую всю несданную отчётность. Решение об отмене блокировки налоговики примут не позднее одного дня, следующего за днём представления (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Далее они направят решение в банк и произойдёт разблокировка счета.
  3. Если организация не подтвердила квитанцией получение запроса от ФНС при электронном документообороте. В течение 6 дней со дня отправки налоговой требования или уведомления о вызове компания должна подтвердить факт его получения, отправив электронную квитанцию о приёме (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Иначе будет блокирован расчётный счёт. Разблокировка происходит на следующий день после получения налоговой инспекцией квитанции или указанных в требовании документов.

Для того чтобы не пропустить налоговые требования и вовремя отправить все пояснения, предлагаем использовать сервис 1С-Отчётность. В этом случае бухгалтер будет формировать, отправлять документы в ФНС, а также получать налоговые уведомления в своей рабочей программе 1С. Существенно снижается риск пропустить документ!

Банк также может заблокировать расчётный счёт организации или отказать в выполнении денежной операции согласно 115-ФЗ. Если у банка имеются подозрения в "отмывании" денег, финансировании терроризма, он приостанавливает действие счета и запрашивает необходимые документы у организации.

Также банк вправе отказать в выполнении операции по счету, если она кажется ему сомнительной. К ним относятся:

  • операции, имеющие запутанный или необычный характер;
  • операции, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • операции, носящие транзитный характер.

Двойной отказ в проведении операции в течение года — это основание, чтобы закрыть счёт и расторгнуть договор. Таких клиентов зачисляют в "чёрный список" Росфинмониторинг и Центробанка России. Эти данные сообщаются всем коммерческим банкам и у клиента возникнут большие проблемы с открытием нового счета.

Здесь можно рекомендовать сотрудничество с банком и предоставление всех документов и объяснений.

01 апреля 2020 года